Правильное переключение передач на велосипеде, как и правильный выбор нужной, не только будет способствовать более комфортной езде и предохранит байк от поломки. Но также и убережет ваши колени от лишней нагрузки, которая может стать причиной артрита.
Умение правильно выбрать нужную передачу и включить ее соответствующим образом, приходит, конечно же, с опытом. Однако учитывать общие правила того, как правильно переключать скорости на велосипеде, и пользоваться опытом других, несомненно, полезно.
Прежде всего, нужно научится чувствовать свой байк. Как единую, целостную систему. Правильное переключение скоростей не должно вызывать треска звездочек и скрежета цепи. Переключать скорости можно только при движении вперед. Попытка сделать это, вращая педали назад, может привести к довольно серьезной поломке. В момент переключения, усилие, передаваемое от ног на педали, должно быть минимальным. Лучше всего продолжать крутить их совсем легко, просто сопровождая ногами их инерционное движение. Особенно это важно для тонких цепей, сделанных скажем, для 9-ти скоростной кассеты, так как они могут просто разорваться.
Постарайтесь выбрать правильный баланс переднего и заднего переключения. На первых порах работа в основном с передним переключением даже предпочтительнее, поскольку отнимает меньше времени, а значит, и внимания, нежели заднее.
Если ваш путь пролегает по грязи или вязкому грунту, используйте высокие передачи, чтобы сохранять скорость при меньшей частоте педалирования (каденсе), не приподнимаясь над седлом.
Темп вращения педалей должен быть как можно более равномерным. При этом стоит постараться заранее рассчитать переход на другую передачу. Особенно важно это перед спуском или подъемом, а также при чередовании таких участков. Во время гонки DH переключиться стоит еще до выхода из контруклона. В этом случае сохранится возможность быстро набрать нужную скорость после него. По сути, в любом варианте, если вы почувствовали необходимость сменить передачу – значит, уже опоздали с переключением.
Если все же на подъеме или спуске вы чувствуете, что передача выбрана вами неправильно – не пытайтесь сразу это исправлять. Потерпите хотя бы до более-менее ровного участка, чтобы переключится. Иначе рискуете опять же порвать цепь или сломать звездочку.
Даже при передвижении по относительно ровным участкам излишняя нагрузка при педалировании приводит к быстрому износу цепи.
Довольно распространенная ошибка — это выбор слишком тяжелой передачи. Большое заблуждение считать, что это поможет сохранить силы на более высокой скорости. Слишком тяжелая передача во многом способствует повреждению коленных суставов в процессе езды. Не стоит часто злоупотреблять третьей передней звездочкой. Оптимальный каденс составляет 80-90 об/мин., если этот темп держать тяжело, понизьте передачу. Чтобы правильно определить оптимальную частоту педалирования, следует походить в среднем темпе минут десять, после нормального отдыха и затем замерить пульс. Такая же частота сердечных сокращений соответствует и оптимальному каденсу. Усредненно пульс должен быть примерно на уровне 80-85 уд/мин.
Ошибочно и мнение о том, что забираться на горку лучше на тяжелой передаче. Так как на пониженной приходится ехать медленнее, а значит и дольше, следовательно, можно быстрее выдохнуться. На деле происходит следующее: велосипедист в самом начале подъема, переходя на пониженную передачу, инстинктивно пытается сохранить прежнюю скорость движения. В основном это происходит потому, что он боится потерять устойчивость. Как следствие, частота педалирования резко возрастает выше оптимального значения в 80 об/мин. И именно это и приводит к более быстрой потере сил и, соответственно, большей утомляемости. Для того, чтобы не возникало подобной ситуации, необходимо уделять больше внимания на тренировках сохранению устойчивости на малых скоростях. Тренировки, направленные на повышение общей выносливости, также станут не лишними.
Часто встречается и такая ошибка, как несбалансированная, или, как говорят, кривая передача. Начинающие велосипедисты, порой, не глядя на цепь, иногда могут включить что-то вроде 3-1,2. Цепь при такой передаче идет на изгиб и может даже просто слететь. Стоит постоянно следить за тем, чтобы цепь переходила с передней звездочки на заднюю с возможно меньшим перекосом.
Бездумное щелканье передачами, особенно в случае, когда на передней звездочке налипает грязь или сборка и настройка произведена с дефектами, может привести к закусыванию цепи. Это, несомненно, еще одна причина того, чтобы переключать передачи как можно более плавно без резких рывков.
Особое внимание тому, как правильно переключать скорости на велосипеде, надо уделять при замене цепи на новую. В этом случае возможно проскакивание звеньев цепи при переключении, что приводит к проваливанию педали под давлением. Это не только неприятно, но также весьма отрицательно сказывается на состоянии коленных суставов. Первые 200 км лучше после замены цепи поездить максимально аккуратно, для того, чтобы цепь притерлась.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что правильно переключать скорости нужно постаравшись исключить любые резкие рывки. Такие рывки опасны и для байка и велосипедиста. И если, порвав цепь или сломав кассету, вы еще сможете все быстро починить (были бы деньги), то свой организм вернуть к здоровому состоянию быстро уже не удастся.
Для того, чтобы велосипед стал средством поддержания крепкого здоровья, а не его прямой угрозой, скорости должны переключаться таким образом, чтобы в каждом случае частота вращения педалей, в среднем, была оптимальной. Оптимальным должно быть и усилие, передаваемое на педали. Слишком большое – путь к переутомлению, слишком маленькое тоже плохо – голень имеет собственный вес, и без достаточной опоры движения ноги вызывают перенапряжение мышц бедра и нарушение кровоснабжения коленного сустава.